meta name="description" content="Общепринятое в наши дни название «Оперный дом» появилось только в начале XIX века и не совсем соответствует действительному назначению этого здания. Сам В.И. Баженов обозначал его как «дворец, что на луговине сбоку саду, по горе ж в роще».">
Царицыно Церковь в Царицыно   Фонтан в Царицыно ahka с шипами в Царицыно Царицыно цветы Парк Царицыно Большой дворец в Царицыно арицыно фауна Царицыно фото
Парк Царицыно
Фонтан
Большой
дворец
Хлебный дом
Галерея с аркой
Малый дворец
Оперный дом
I кав. корпус
II кав. корпус
III кав.корпус
Большой мост
Фигурный мост
Фигурные ворота
Павильон
Миловида
Павильон
Нерастанкино
Русалкины ворота
Гротесковые мосты
Башня-руина
Храм Цереры
Церковь
Парк и пруды
История Царицына
Геопатогенные зоны
Тайны и аномалии
Декоративные
элементы и символы
Схема проезда

Парк Царицыно.
Оперный дом ("Средний дворец") 1776-1778 гг. Архитектор В.И. Баженов.

Двухэтажный Оперный дом - «средний» из дворцов Екатерины II - стоит на одной линии с Малым дворцом . В донесениях к А.А. Безбородко Баженов обозначал его как «дворец, что на луговине сбоку саду, по горе ж в роще», «галлерея с побочными двумя комнатами на двадцати саженях, дворец при ней на 12 саженях». Общепринятое в наши дни название «Оперный дом» появилось только в начале XIX века и не совсем соответствует действительному назначению этого здания. Сам В.И. Баженов обозначал его как «дворец, что на луговине сбоку саду, по горе ж в роще».

Царицыно. Оперный дом. Царицыно. Оперный дом. Царицыно. Оперный дом.

Есть основание предполагать, что Оперный дом был задуман как место, где могли бы проходить придворные праздники и церемонии, хотя, видимо, в довольно узком кругу, на что указывают относительно небольшие размеры постройки. О более официальном статусе дворца свидетельствуют ажурные геральдические фигуры двуглавых орлов, возвышающиеся на парапетах его боковых фасадов. Именно здесь, «под орлами», расположен двухсветный, с двумя рядами окон зал - галерея и два примыкающих к ней по сторонам квадратных аванзала, широкие двери которых распахиваются прямо в парк. Высота сводов парадных покоев около 10 метров. Вытянутые вверх стрельчатые формы много раз повторяются в очертаниях оконных и дверных проемов, многочисленных стенных ниш. Возможно, они призваны напомнить зрителю нефы готических соборов, залы рыцарских замков. Об исторических «древностях», «готике» и в то же время о «сельской простоте» убранства интерьеров говорят простые полы из керамической плитки. Первоначально в углах зала и аванзалов были поставлены высокие, в несколько ярусов печи, облицованные расписными сине-белыми изразцами. Подобные им можно увидеть в барочных интерьерах русских дворцов первой половины - середины XVIII века. Однако назначение их в Оперном доме было, в первую очередь, декоративным. Характер летней увеселительной постройки сказывается в тесной связи интерьеров Оперного дома с природным окружением. Обилие и размеры окон первого и второго этажей позволяют свету и воздуху свободно вливаться в залы и комнаты. Окрестные пейзажи - парк и пруды - постоянно привлекают наши взоры, гармонично дополняя впечатления от архитектуры. Сам тип галереи с примыкающими к ней залами или кабинетами характерен для беседок, гротов, других небольших садовых построек XVIII - начала XIX века. Императорский дворец «под гербом» предстает увеличенным в размерах загородным усадебным павильоном. Неоднозначность архитектурного языка, форм и скрытых в них смыслов - таковы свойства авторского почерка Баженова, ярко проявившегося в ансамбле императорской резиденции в Царицыне.

Царицыно. Оперный дом. Царицыно. Оперный дом. Царицыно. Оперный дом. Царицыно. Оперный дом.

О возможном оформлении интерьеров Оперного дома можно судить лишь предположительно. В одном из обращений к Екатерине II Баженов спрашивал о внутренней отделке всех построенных им зданий: "... по штукатурке изсера не позволено ли будет расписывать во вкусе арабеск или убирать штукатуркой в древнеегипетском, греческом, геркуланумском вкусе?» Таким образом, зодчий не намеревался связывать архитектурный стиль своих построек со стилем убранства их интерьеров. В летней увеселительной резиденции уместна была изящная художественная стилизация с оттенком исторической и географической экзотики. Баженов не смог осуществить свои замыслы, и стены интерьеров Оперного дома остались покрытыми лишь слоем подготовительной штукатурки. Благодаря сложной планировке дворца, «составленного» их двух смежных корпусов, его фасады, подобно театральным декорациям XVIII столетия, предстают в нескольких совмещенных планах. На «Березовую перспективу» выходит единый блок галереи и аванзалов. Оборотная сторона здания имеет в соответствии с внутренней планировкой покоев более сложную конфигурацию. Его плоский береговой фасад составляет контраст полуротонде соседнего Малого дворца. Стены боковых ризалитов образуют уступы и углубления, складывающиеся в подобие миниатюрных двориков. В результате возникает живописная игра выступающих и заглубленных поверхностей, наследованная от архитектуры эпохи барокко и рококо. Цельно, масштабно смотрятся рядом с ними торцовые фасады корпуса галереи. В двух ярусах они образуют гармоничные трехчастные композиции, увенчанные нарядными парапетами с крупными белокаменными гербами красивого гибкого рисунка. Неповторимые черты образу великолепного летнего дворца придают богато декорированные окна и двери. Высокие стрельчатые окна первого этажа во втором ярусе дополнены сверху овальным проемом. Они одновременно напоминают архитектуру итальянских палаццо и Теремного дворца Московского Кремля. Контуры окон подчеркнуты толстым валиком из белого камня, украшенного резными гирляндами лавровых листьев в первом этаже и гладкого в верхнем. Белокаменный декор, покрывающий поверхность фасадов, соотнесен с конструкцией здания. Простенки между окнами первого этажа Баженов усилен кирпичными пилястрами с наложенными белокаменными блоками, имитирующими руст. Их продолжают во втором этаже контурные накладки - «лесенки» или «обелиски». Чередуясь со «шпилями», они усиливают вертикальное движение архитектурных форм. Картину фасада дополняют и уравновешивают горизонтали «кружевных» профилированных карнизов» и парапета, который, соответствуя затейливому убранству фасадов, состоит из двух ярусов аркад и групп обелисков. Его главное украшение - подобия фронтонов, декорированных звездами и волнистыми линиями. Колонки по их сторонам сгруппированы таким образом, что создают зрительную иллюзию пространственного расположения. Подобные эффекты вполне соответствуют игровому характеру архитектурного языка Баженова, отвечающего «увеселительным» задачам. После реставрации, осуществленной в 1988-1995 годах, во дворце проводятся выставки и концерты.

<<назад главная далее>>

Все материалы сайта защищены©. 2007 - 2013 г

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100